Опрос — популярный метод, имеющий целый ряд преимуществ:
- быстрый сбор массы полезных данных без больших затрат;
- полученную информацию легко анализировать и систематизировать;
- формат вопросов можно варьировать под различные цели исследования.
Опрос можно проводить лично, по телефону, с помощью электронной почты или соцсетей. Четкие и лаконичные вопросы помогут получить наиболее достоверную информацию.
Инструменты
интернет-аналитики показывают, какие действия совершают клиенты, пользующиеся продуктом компании или аналогом конкурентов. Дело в том, что поведение, о котором сообщают клиенты, отличается от реального. Тепловые карты, отслеживание кликов, отображение прокрутки и другие показатели дают представление о действиях пользователей.
Фокус-группы — этот метод объединяет небольшую группу людей на основе определенных критериев, таких как демографические, фирмографические или поведенческие характеристики. Идея состоит в том, чтобы стимулировать участников разговаривать друг с другом на темы, связанные с продуктом компании. Модератор регулирует общение между участниками этой группы и попытается извлечь значимые выводы из обсуждений.
Конкурентный анализ — способ больше узнать о целевом рынке и существующих решениях путем изучения стратегий и тактик конкурентов. Такого рода данные легко получить, поскольку они общедоступны. Если проводить анализ с точки зрения маркетинга, следует изучать SEO-стратегию конкурента, его целевые страницы и содержание блога, PR-освещение, присутствие в социальных сетях и т. д.
Можно провести конкурентный анализ с точки зрения продукта и проанализировать пользовательский опыт ваших конкурентов, их функции, структуру ценообразования и т. д. Это поможет лучше понять сильные и слабые стороны конкурентов, а также свои собственные.
Интервью — личное или заочное общение с клиентами, в ходе которого можно собрать более подробную и развернутую информацию. Интервью позволяют и углубленно изучать тему, вдаваться в детали, получать данные, выходящие за рамки, обозначенные исследованием. Проводить его сложнее, чем делать опрос. Однако информация, которую вы получаете, может оказаться бесценной для роста вашей компании. Широкие возможности в этом плане дает JTBD-интервью.
Его цель — исследовать не опыт потребления продукта, а первопричины покупки. Для этого надо найти момент, когда появились первые мысли о покупке нового решения, и из этой точки понять долгосрочную задачу клиента. Сначала клиент осознает некий дискомфорт. Затем начинает изучать различные варианты решений. В какой-то момент клиент переходит к активным действиям, покупает и использует продукт.
JTBD-интервью проводятся по следующему алгоритму:
- Поскольку все наши респонденты делали целевое действие, чаще всего покупки, то разговор начинается с обсуждения этого момента. Здесь можно спросить, зачем клиент покупал этот продукт, но не ждите правдивых ответов. Клиент может сам не осознавать истинных причин. Но этот этап важен, так как погружает респондента в события, связанные с покупкой продукта.
- На втором этапе надо найти триггеры, которые заставили потребителя искать новое решение. Надо найти момент, когда он задумался всерьез что-то поменять в своей жизни. Эти триггеры в дальнейшем будут вноситься в соответствующее поле JTBD-Canvas, чтобы найти задачи более высокого уровня.
- Когда станет известна основная задача, для решения которой был куплен продукт, можно узнать, какие альтернативные варианты решений рассматривал клиент. Все их мы заносим также в JTBD-Canvas в поля «Решения». Для каждого из них мы можем узнать, что нравилось ему в рассматриваемых вариантах, а что нет. Таким образом мы найдем подзадачи и список страхов для JTBD-Canvas. Новые продукты — это компиляция существующих альтернативных решений, но не комбайн функций из продуктов прямых конкурентов.
- Собрав всю информацию, вы сможете узнать, по каким характеристикам выбирали конкретные продукты.
- Опыт использования поможет добрать подзадачи в JTBD-Canvas. Главное, не уходите с клиентом в мелкие характеристики продукта, и если он настаивает на каком-то функционале, который по его мнению важен, то тут же спрашивайте, какую задачу это помогло бы решить.
JTBD-исследование — это процесс, на вход которого подается задача, что именно вы хотите создать (например, новый продукт, развитие существующего или отдельно одну из стратегий для продукта или бизнеса), затем подбираются под задачу клиенты для интервью. Далее идет серия интервью от 5 до максимум 20 и после этого разнесение информации по JTBD-Canvas. Только после этого следует создание стратегий и итоговая полноценная презентация перед командой, для последующей реализации.
Детальное, полноценное JTBD-исследование перед запуском продукта может сократить расходы на создание продукта до 100%. Слишком часто после выяснения задач клиента оказывается, что ваша изначальная идея не решает их.
Не стоит от случаю к случаю общаться с клиентом по примерным вопросам из JTBD-интервью и суммировать инсайты у себя в голове. Чтобы обеспечить качественное исследование, мы рекомендуем собирать группы из 2–4 человек и делать полноценную стратегию для продукта или бизнеса за 1–3 месяца в зависимости от сложности поставленной задачи.
Что должно дать маркетингу JTBD-исследование? Конверсия рекламы, созданной на основе аналитических данных, должна быть больше, а значит и стоимость привлечения должна уменьшиться. Сегодня покупатель не хочет разбираться в характеристиках продукта и выбирает не на основе размера скидки, а на основе целостности решения. Клиент предпочитает, чтобы задача была решена целиком без его участия. Любое упоминание задачи клиента увеличивает конверсию лучше, чем характеристики продукта. Даже неверное указание основной задачи работает эффективнее, чем описание продукта. Когда же выясняется реальная задача, то продажи вырастают кратно.
Прежде чем нанимать консультанта или запускать собственную схему исследования клиентов, задайте себе следующие вопросы:
- Чего вы надеетесь достичь с помощью этого исследования?
- Кто входит в вашу целевую аудиторию?
- Готовы ли вы изменить свой продукт?
Если все сделано правильно, исследование потребностей клиентов может стать вашим конкурентным преимуществом.