Ответ будет сложным, и, скорее всего, вы не угадаете. Но попробуйте.
Например, для решения какой задачи клиенты ходят в гипермаркеты (Ашан, Лента) и в магазины у дома (Пятерочка, Дикси)? Очевидно же – «купить продукты питания для семьи и себя». Но на этом уровне они сильно конкурируют. Как же они отстраиваются?
Оказывается, задачи, которые решают в гипермаркетах и магазинах у дома, абсолютно разные. Для гипермаркетов – это «купить продукты питания на срок от трех дней», а для магазина у дома – «докупить продукты питания до трех дней».
Зная это, магазин у дома должен сфокусироваться на определенной товарной матрице, использовать этот инсайт в маркетинге, решать именно эту задачу лучше прямых конкурентов.
Попробуйте сформулировать основную функциональную задачу для вашего продукта. Только нужно обязательно избавиться от эмоций и шелухи вроде таких бессмысленных слов, как эффективно, быстро, качественно, надежно… Только глагол, существительное и контекст.
Очевидно, что никто не хочет переплачивать, все хотят как можно быстрее, качественнее и надежнее. С помощью этих слов вы точно не отстроитесь от конкурентов. Надо искать свою уникальную задачу и рынок для нее.
Не берите слишком высоко – вроде «наслаждаться жизнью» в B2С или «зарабатывать деньги» в B2B. Так вы конкурируете со всеми сразу. Осознайте именно вашу задачу. «Просмотр фильмов дома», «оставаться на связи с близкими», «привлекать новых клиентов», «оптимизировать складские запасы» и т. д.
Но помните, что ваши пользователи используют ваш продукт не так, как вы задумывали. Например, какую задачу пользователя решает кафе в бизнес-центре с очень скромным меню, однако очень популярная? Оказывается, «решать домашние дела». На работе сложно выкроить время, да и неудобно перед коллегами записываться к зубному или договариваться с женой о цвете обоев в детскую. Этот инсайт помог придумать лозунг «решай домашние дела за чашечкой кофе» и привлек еще больше новых клиентов.
Осознание основной функциональной задачи вашего продукта – это фундамент JTBD-исследования. Дальше, используя специальные механики JTBD, вы сможете построить рыночную стратегию – чем вы отличаетесь от конкурентов в рамках решения этой же задачи, маркетинговую стратегию – как рекламировать свой продукт, и, самое главное, продуктовую стратегию – какие важные функции надо добавить в продукт в первую очередь, чтобы решить основную задачу.