Создание стратегии
Трансформация бизнеса
Запуск команд изменений
Обучение себя и сотрудников

Анализ маркетинговой стратегии

Для оценки правильности выбора стратегии маркетинга важно выполнить её анализ. Следует оценить действия, которые осуществляются для повышения продаж. Это позволит определить недостатки рекламной кампании, которые снижают эффективность продвижения и приводят к лишним расходам. Стоит подробнее рассмотреть, что такое анализ маркетинговой стратегии и каков порядок его проведения.
Суть метода
Маркетинговая стратегия – это одна из составляющих общекорпоративной стратегии, необходимая для продвижения фирмы. Используются различные методы, помогающие вести борьбу с конкурентами за рынки сбыта. Главными задачами маркетинговой стратегии являются:

  • изучение и анализирование рынка;
  • определение и прогнозирование спроса клиентов;
  • уточнение способов достижения установленных целей.

Разработкой стратегии занимаются специалисты, которые могут учесть даже незначительные нюансы. Важно понимать, что успех бизнеса без опоры на маркетинг невозможен.

Нередко приходится пересматривать ранее разработанную стратегию по той причине, что поменялись условия внутренней или внешней среды. Также может потребоваться оценить стратегию соперников, чтобы распознать свои слабые стороны и определить преимущества конкурентов. Первоначально понадобится провести анализ существующей маркетинговой стратегии.

Под анализом подразумевается изучение и оценка составных элементов стратегии маркетинга. Обязательно анализируется рынок в целом, отдельно стоит обратить внимание на потребителей.

Также необходим анализ следующих компонентов:

  • ценообразования;
  • товарной политики;
  • сбыта;
  • инструментов продвижения на рынке.

Одна из главных задач проводимого анализа – это формирование и периодическая актуализация сведений, которые требуются организации для ведения маркетинговой деятельности. Также сбор данных нужен для того, чтобы избавиться от неопределенности во время принятия управленческих решений. Будет значительно проще отслеживать выполнение поставленных задач.

Под анализом сбыта продукции подразумевается изучение результатов ее продажи, а также определение тех товаров или услуг, которые оказались наиболее популярными. С помощью анализа сбыта по территории получается узнать, как добиться улучшения сбыта с учетом местоположения продаж.

Анализ продаж ориентируется на уточнение объемов продукции, продажа которой за небольшой период времени поможет добиться отличного показателя рентабельности бизнеса.

Если анализировать рыночную долю, а также объемы реализации, можно узнать факторы, которые оказывают влияние на появление сегментов рынка и объемы продаваемых товаров.
Обязательно проводится анализ расходов и доходов. С его помощью можно узнать, какие товары обеспечивают больший объем прибыли, а также понять, на что фирма тратит много денег и как можно уменьшить издержки.

Для анализа стратегии маркетинга подходят как внутренние, так и внешние источники. К первым из них относятся официальные бумаги внутри компании, а также иные данные, которые есть у исследуемой фирмы. Внешние источники – это данные, доступные в Интернете: сведения об определенных рыночных нишах, компаниях-соперниках, целевой аудитории.

Также обязательно осуществляются маркетинговые исследования. Они считаются формой бизнес-исследований, которые основываются на получении, обработке и анализировании данных для уменьшения неопределенности во время принятия управленческих решений.

Чтобы лучше понимать, как проводится анализ, стоит рассмотреть его виды и актуальные методы.
Основные виды и способы анализа стратегии маркетинга
В первую очередь анализируются потребители, их предпочтения, а также ожидания, которые они предъявляют к рынку и производителям продукции. После этого целиком анализируется рынок. Специалисты обращают внимание на его конъюнктуру, инфраструктурное обеспечение.

При анализе спроса обязательно оценивается количество отгруженных товаров, процент прибыли от коммерческой деятельности в общем количестве доходов компании. Учитываются расходы маркетинговой службы.

Отдельно будет полезно рассмотреть анализ конкурентной ситуации в конкретной рыночной нише. Нужно определить показатель конкуренции, особенности борьбы конкурентов, стратегии соперников и др.

Главную роль в анализе играет изучение и поиск подходящих каналов сбыта. Благодаря анализу удается понять, какие каналы продвижения товара оказываются самыми эффективными. Обязательно проводится формирование нового комплекса маркетинга. Готовую модель тоже оценивают, чтобы понять, является ли она эффективной. После этого можно сформировать инструменты контроля.
Анализ маркетинговой стратегии в Интернете
Основными составляющими анализа являются:

  1. Технический аудит. Необходимо проверить, отвечает ли скорость открытия веб-портала, а также иные параметры нынешним требованиям.
  2. SEO-аудит. Важно провести анализ ссылочной структуры конкретного сайта, найти текстовый спам и обнаружить аффилированные домены.
  3. Usability-аудит. Нужно проверить, как отрабатывается сценарий веб-портала. Также специалистов интересует кроссбраузерность, отсутствие пустых страниц, которые еще пребывают в стадии разработки. Следует обратить внимание и на шапку веб-портала, актуальность слогана, уместность выбранного логотипа. Также при аудите эксперт обращает внимание на навигацию: правильно ли отображается меню, присутствуют ли тупиковые страницы. Анализируются все формы для заполнения на наличие ошибок, обязательных полей, различных недочетов.
  4. Аудит веб-аналитики. Нужно понять, доступен ли счётчик визитов зеров, можно ли настроить события и цели, эффективно ли сотрудничество с веб-мастером.
  5. Анализ лидов. Учитывается информация о клиентском потоке: количество звонков и их источники, численность обработанных обращений.
Самые распространенные ошибки по итогам анализа
Эксперты выделяют наиболее часто встречающиеся ошибки, которые выявляются в ходе анализа маркетинговой стратегии. Среди них:
  • 1
    Излишнее увлечение идеями определенного лидера
    Если большая организация добивается успеха, часто мелкие игроки рынка начинают максимально копировать ее маркетинговую стратегию. Они начинают создавать схожие рекламные баннеры или видео, организовывать такие же акции, придерживаться конкретных показателей качества, которые были приняты у лидера.

    Подобное поведение только в отдельных случаях обеспечивает положительный результат. Чаще всего потребители начинают считать товар подделкой. Именно поэтому не стоит пытаться заработать, опираясь на чужую историю успеха. Лучше определить личные критерии качества, основываясь на анализе особенностей поведения именно своих потребителей.

  • 2
    Невозможность найти контактные данные
    Если посмотреть веб-порталы представителей малого и среднего бизнеса, можно обнаружить, что нередко отсутствуют номера телефонов, по которым есть возможность связаться с организацией. Это огромная ошибка. Она приводит к тому, что ценность веб-портала сразу уменьшается. Потребителю будет не нужна информация о предложениях и акциях, если нет возможности позвонить или написать в организацию для уточнения деталей.

    Контактные данные в любом случае необходимо указывать. Исключения отсутствуют. Также важно помнить о том, что на каждое обращение нужно отвечать. Игнорирование даже некоторых клиентов ухудшает репутацию фирмы.
  • 3
    Увлечение суперстратегиями
    Некоторые фирмы стремятся слишком усложнить концепцию маркетинга. Но на практике необходимо стремиться максимально просто рассказать целевой аудитории о преимуществах конкретного продукта. Чем легче воспринимается информация, тем лучше результат. Не стоит сообщать лишние для клиента данные. Все, что хочет узнать потенциальный потребитель – это то, почему он должен приобрести конкретный товар именно в этой компании.
  • 4
    Игнорирование уроков из прошлого
    Если руководитель грамотный и опытный, он не станет жалеть средства на проведение детального анализа всех завершенных рекламных кампаний. Необходимо определить их сильные и слабые стороны, учесть достигнутые результаты. Это позволит в будущем исключить лишние траты, а также уделить особое внимание тем приемам, которые оказались самыми действенными.
  • 5
    Отсутствие развития
    Каждая организация должна двигаться вперед. Если она не будет внедрять новые технологии, то это приведет к тому, что компания безнадежно отстанет от конкурентов.

    На данный момент организации, которые, например, отказываются принимать банковские карты в качестве оплаты, не занимаются продвижением во Всемирной сети, не используют все каналы коммуникации с клиентами, в итоге теряют значительную долю рынка. Если не следовать актуальным требованиям, то не удастся развивать фирму наравне с конкурентами или опережая их.
  • 6
    Отказ от классического маркетинга
    Организации не должны полностью игнорировать стандартные приемы продвижения, так как это негативно отразится на репутации фирмы. Потенциальные клиенты есть не только в Интернете, но и в офлайн-мире. Именно поэтому брошюры, рекламные щиты, визитки все еще эффективно работают. Также нередко они оказываются самым доступным и простым способом донести конкретные сведения до потенциальных покупателей.
  • 7
    Пренебрежение внешним видом
    Даже если организация часто публикует обновления в социальной сети и размещает публикации в журналах, этого может быть недостаточно, если не был продуман визуальный образ проекта. Любые мелочи могут оказать негативное влияние на репутацию фирмы, отталкивая клиентов и ухудшая впечатление от организации, от дизайна сайта и рекламных материалов до чистоты в офлайн-магазине и опрятности формы сотрудников. Как показывает анализ, внешние атрибуты оказывают не меньшее влияние на поведение потребителей, чем внутреннее содержание и качество продукта.
  • 8
    Излишняя навязчивость
    Клиентская база является значительной ценностью для каждой фирмы. При этом пользоваться ей нужно деликатно. Если слишком часто совершать звонки, каждый день отправлять электронные письма, а также sms-уведомления, то это может привести к отрицательному результату. Клиент просто перестанет обращать внимание на эту информацию.

    Стоит индивидуально подходить к данному делу. Лучше всего сообщать об акциях тем людям, которые действительно могут быть в них заинтересованы. Хоть это и тяжело, зато удастся заполучить лояльных потребителей.
  • 9
    Игнорирование конкурентов
    Личный бизнес – это средоточие всех ваших усилий. При этом нельзя пренебрегать деятельностью соперников. Сейчас потребители могут с легкостью сравнить стоимость услуг и качество товаров, а затем решить, совершить ли покупку. По этой причине нужно обращать внимание на предложения конкурентов и перерабатывать лучшие идеи для своего бизнеса.
  • 10
    Невнимание к мнению клиента
    Если компания будет разочаровывать конечных потребителей, то никакая маркетинговая стратегия не принесет пользы. По этой причине нужно изучать как положительный, так и негативный опыт клиентов, отрабатывать возражения и претензии и отмечать наиболее удачные решения.
Когда проводится анализ маркетинговой стратегии, важны только результаты, которые были получены при ее применении. Планирование будет считаться успешным, если итоги удовлетворят компанию и позволят ей выбиться в лидеры в выбранной нише рынка.